Мансур Ташматов: "Музыка – моё хобби, увлечение, моя работа и вся моя жизнь!"

Мансур Ташматов: "Музыка – моё хобби, увлечение, моя работа и вся моя жизнь!"

Ещё учась в школе ,Мансур Ташматов уже точно осознал своё призвание, не возникало и малейших сомнений по поводу того, что его жизнь будет связана с музыкой. Ещё с малых лет он хотел петь, и это тогда ещё детское желание и стремление с годами лишь крепло и именно оно и привело его в Театрально-художественный  институт имени Островского на музыкально-драматическое отделение.

Творческая атмосфера окружала певца с самого детства, он родился в семье музыканта, его отец Ганиджан Ташматов – Народный артист Узбекистана, композитор. И в их доме всегда звучала музыка, а среди гостей было много известных артистов, таких как Тамара Ханум, Мукаррам Тургунбаева, Джахон Султанов. Как признаётся сам Мансур Ташматов, в детстве у него был не особо сильный голос, но безграничное желание и усердие сделали своё дело, превратив его в настоящего профессионала, мастера своего дела. Это талантливый человек.

- Расскажите, пожалуйста, как родители отнеслись к Вашему выбору профессии?

- Думаю, что всё было предопределено уже в детстве. Единственное, мой отец был немного шокирован, что я выбрал эстрадное направление, потому что основу его творчества всё же составлял фольклор. Отец всегда восхищался моим голосом и говорил: « Как бы здорово звучали , узбекские фольклорные песни в твоём исполнении!». Но моё ощущение музыки сформировалось ещё  в школе ,и уже тогда я научился выбирать кумиров. Моими кумирами были группа «Beatles», Стив Уандер. Но это не значит, что я не люблю классику, оперное пение.

- А вы слушаете оперу как меломан, или всё-таки приходилось исполнять что-то подобное?

- Скорее не приходилось, а посчастливилось! Пел арии, так как это входили в обязательную программу обучения в институте. Это очень серьезная школа, которую я считаю одной из основополагающих. Я сам как педагог и певец пришёл к такому выводу, что академическое пение служит базисом любого пения, будь то эстрадное или народное.
Любой певец – будь то рок - исполнитель, или певец народной музыки, он всё равно распевается у рояля как заправский вокалист. И я считаю, что это правильно и такой подход – хороший фундамент обучения в любом музыкальном направлении.

- А как пришла известность?

- Еще будучи студентом мне повезло попасть в профессиональную концертную организацию. На тот момент общепризнанными лидерами были группы «Ялла» и «Синтез», последнюю ,как раз с нашим приходом переименовали в ансамбль «Наво», и случилось так, что я стал его солистом. Уже на последних курсах обучения в институте наш ансамбль стал участником международного конкурса, проходившего в Алма-Ате. Это был дебют за пределами Узбекистана и считаю это очень серьёзным этапом, серьёзным опытом. За ним последовало выступление в Москве в финале конкурса, которое проходило в Театре эстрады, где многие известные композиторы сказали мне о том, что я мог приехать на этот конкурс не в составе ансамбля, а как сольный исполнитель. Этот период я считаю временем своего рождения в качестве солиста, вокалиста и певца. И именно после этого конкурса последовали отдельные приглашения на конкурс «С песней по жизни», в 1978 году я становлюсь лауреатом международного конкурса «Золотой Орфей», частыми были выступления по Центральному телевидению, как оно тогда называлось, съёмки, и в моей жизни появились первые гастроли.

- Помните, какую песню Вы исполняли на том судьбоносном конкурсе?

- Конечно, это была песня «Русские берёзы» композитора Евгения Ширяева. Реакция была удивительной – аплодисменты не заканчивались. Помню, что растерялся и ушёл за кулисы. Но овации продолжались…И на конкурсе, мне пришлось исполнять эту композицию три раза.

- А как складывался дальше Ваш творческий путь?

- Большой честью для меня было участие в международном конкурсе, в котором я представлял бывший Советский Союз. Моими руководителями были такие известнейшие композиторы, как Ян Френкель, Константин Арбелян. Несмотря на невероятную занятость, я всё-таки окончил институт. На тот момент был коллектив «Диско-ретро-шоу», позднее переименованный в «Садо», я работал его руководителем и одновременно солистом. Прекращение работы связано с прохождением службы в армии, а по возвращении я создавал свои группы, продолжая работать в том же направлении. В 1986 году я получил звание Заслуженного артиста Узбекистана.  А после обретения нашей страной независимости, я пришёл на службу в ансамбль песни и танца Вооруженных Сил. Фактически мы с единомышленниками создавали этот ансамбль, в какой-то мере реконструируя его. В 1995 году ещё одно почётное звание – Народного Артиста Узбекистана. С 1997 году в моей жизни открылась новая страница – как наставника, человека, передающего свои навыки, как педагога по вокалу. То есть примерно
с этого момента я совмещаю свои выступления и концерты, руководство джаз-оркестром имени Батыра Зокирова и поддерживаю, обучаю молодые таланты. Я являюсь членом жюри 5 международных конкурсов и поэтому имею право представлять на них и своих учеников. Многие, из которых не только принимают участие, но и являются лауреатами.

- Среди Ваших учеников много известных певцов?

- Я горжусь своими учениками. Они известны и любимы многими. Это группа «Сидериз», Севара Назархан, Диана Зиятдинова, солисты музыкальных постановок театра «Аладдин»-  Ирина Аббасова, Нейтан занявший на серьёзном конкурсе в Болгарии третье место и совсем юная участница группы «Каппучино» -Лея Булгакова победившая на международном конкурсе в Казахстане.

- Значит, действительно талантливые ребята  могут найти творческого наставника в Вашем лице?

- Вот уже два года я являюсь руководителем продюсерского центра театра «Аладдин». Наш продюсерский центр отличается своей доступностью для ребят, которые хотят петь и делают это хорошо. Его база располагается в Центральном Окружном Доме Офицеров. Конечно, здесь происходит настоящий отбор и приоритет всегда за самыми одарёнными и талантливыми. Причём возрастной ценз не такой уж и строгий – от 5 до 27-30 лет.

- Какова основная цель существования продюсерского центра?

- Во-первых, это воспитание одаренных детей, молодежи. 2008 год объявлен Годом молодежи, и направленность нашего центра полностью совпадает с этой программой. Мы делаем всё возможное, для создания таких условий, при которых молодёжь могла проявить свой потенциал, свои способности, вплоть до спонсорской поддержки и меценатства. Многие наши ученики представляют страну на престижных международных конкурсах. По мере возможностей мы служим тем звеном, которое не только учит, но и осуществляет мечту каждого талантливого певца или певицы. Нередко есть случаи, когда одарённый человек  просто не имеет финансовой возможности проявить себя, совершенствовать свои данные, в этом случае, наш продюсерский цент и служит той важной связующей нитью между юным дарованием и творческим признанием.
Школа вокала при продюсерском центре ничем не уступает программе серьёзных музыкальных учреждений. Замечательные педагоги – Людмила Александровна Упорова и Светлана Сайдиева они вполне компетентны и их ученики показывают очень серьёзные результаты.

- У Вас хоть иногда выдаются свободные минутки?

- По правде говоря, нет. Всё свободное время я отдаю музыке, и мне это нравится. Хотя и совмещаю много разных направлений – преподаю, руковожу, пою, но все ниточки ведут к одному -  к музыке. А она для меня – и хобби, и увлечение, и работа, и вся моя жизнь!

- А всё же, какую музыку Вы слушаете в эти редкие минуты отдыха?

- Вы знаете, я люблю абсолютно разную музыку. Сейчас я могу слушать мою любимую англоязычную группу, а буквально через несколько минут уже звучит узбекское классическое пение, и это мне нравится не меньше.

- Скажите, а вы можете слушать музыку как простой меломан, или тут же срабатывает профессиональное «я»?

- Хороший вопрос. Если мне в руки попадает альбом, я слушаю его много раз, сперва весь диск фрагментально, затем партию каждого инструмента отдельно. И если рядом находится человек, он не всегда может понять, зачем же я это делаю. Мой любимый инструмент – бас-гитара, поэтому сначала я всегда прослушиваю басовую партию, потом барабаны, затем остальные инструменты в отдельности. Но я слушаю не любую музыку.

- А Ваши дочери продолжили творческую династию?

- Нет, но честно говоря. Я не сожалею об этом. Я никогда не навязывал им свою точку зрения, свои желания. Но у меня подрастает внук, и я возлагаю на него большие надежды, но если уж так случится, что и он не запоёт, меня это сильно не огорчит. Конечно, было бы интересно, если бы он пошел по моим стопам, но у каждого свой путь.

- Много планов на этот год?

- Большую радость и чувство удовлетворения принёс для меня и моих соратников вечер «Летнего джаза», который с успехом состоялся 26 июня в театре «Аладдин». Для меня это было очень важным событием, потому что в нём принимали участие многие мои ученики. Мне самому было очень интересно выступление, интересно увидеть их в джазовом амплуа.
Готовлю свою ученицу Ирину Аббасову к серьёзному конкурсу в Молдавии. Планируется много концертов при содействии продюсерского центра.
Относительно личного творчества, вот уже два года анонсирую выход двух альбомов – на русском и узбекском языке, думаю, что в этом году удастся их выпустить. По сути, они уже готовы, теперь их только нужно издать. Я выступил в роли композитора, но основой текста послужили стихи известных поэтов.  Надеюсь, что в этом году смогу сделать презентацию хотя бы одного из них.
Планов очень много и хочется верить, что всё задуманное осуществится!